Неточные совпадения
Словом, все было хорошо, как не выдумать ни природе, ни искусству, но как бывает только тогда, когда они соединятся вместе, когда по нагроможденному, часто без толку,
труду человека пройдет окончательным резцом своим природа, облегчит тяжелые
массы, уничтожит грубоощутительную правильность и нищенские прорехи, сквозь которые проглядывает нескрытый, нагой план, и даст чудную теплоту всему, что создалось в хладе размеренной чистоты и опрятности.
Нет, Бог с ним, с морем! Самая тишина и неподвижность его не рождают отрадного чувства в душе: в едва заметном колебании водяной
массы человек все видит ту же необъятную, хотя и спящую силу, которая подчас так ядовито издевается над его гордой волей и так глубоко хоронит его отважные замыслы, все его хлопоты и
труды.
Все прочие составляли безразличную
массу, каждый член которой мог быть без
труда заменен другим.
В первые дни революции активность моя выразилась лишь в том, что когда Манеж осаждался революционными
массами, а вокруг Манежа и внутри его были войска, которые каждую минуту могли начать стрелять, я с
трудом пробрался внутрь Манежа, спросил офицера, стоявшего во главе этой части войска, и начал убеждать его не стрелять, доказывая ему, что образовалось новое правительство и что старое правительство безнадежно пало.
Бабушка, сидя около меня, чесала волосы и морщилась, что-то нашептывая. Волос у нее было странно много, они густо покрывали ей плечи, грудь, колени и лежали на полу, черные, отливая синим. Приподнимая их с пола одною рукою и держа на весу, она с
трудом вводила в толстые пряди деревянный редкозубый гребень; губы ее кривились, темные глаза сверкали сердито, а лицо в этой
массе волос стало маленьким и смешным.
Надо прочесть у Полякова описание Александровской долины и взглянуть на нее теперь, хотя мельком, чтобы понять, какая
масса тяжкого, воистину каторжного
труда уже потрачена на культуру этого места.
— Что же тут… ах, да! понимаю! «Остальное складывают в общую
массу»… стало быть, и ленивый, и ретивый… да! это так! ведь это почти что «droit au travail». [право на
труд (франц.)]
— Сам в первой сохе и в первой косе. Барыши, однако, они делят совершенно сообразно с указаниями экономической науки: сначала высчитывают проценты на основной и оборотный капиталы (эти проценты неблагонамеренный берет в свою пользу); потом откладывают известный процент на вознаграждение за
труд по ведению предприятия (этот процент тоже берет неблагонамеренный, в качестве руководителя работ); затем остальное складывают в общую
массу.
— У наших ворот стоят шпионы — такую
массу бумаги мы не сумеем вынести из дому незаметно, — а спрятать негде, а я думаю, они снова придут сегодня ночью. Значит, как ни жаль
труда — мы сожжем все это.
Вообще это — человек, не знающий самостоятельной жизни, несмотря на то, что вся
масса основного общественного
труда лежит исключительно на его плечах.
Но говорящие таким образом прежде всего забывают, что существует громадная
масса мещан, которая исстари не имеет иных средств существования, кроме личного
труда, и что с упразднением крепостного права к мещанам присоединилась еще целая
масса бывших дворовых людей, которые еще менее обеспечены, нежели мещане.
Какая разница ты: когда, расширяся шумящими крылами, будешь летать под облаками, мне придется утешаться только тем, что в
массе человеческих
трудов есть капля и моего меда, […струны вещие баянов — в третьей песне поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина: «И струны громкие Баянов…»…расширяся шумящими крылами… летать под облаками… капля и моего меда — в басне И.А. Крылова «Орел и Пчела»:] как говорит твой любимый автор.
«Но, — скажут на это, — всегда во всех обществах большинство людей: все дети, все поглощаемые
трудом детоношения, рождения и кормления женщины, все огромные
массы рабочего народа, поставленные в необходимость напряженной и неустанной физической работы, все от природы слабые духом, все люди ненормальные, с ослабленной духовной деятельностью вследствие отравления никотином, алкоголем и опиумом или других причин, — все эти люди всегда находятся в том положении, что, не имея возможности мыслить самостоятельно, подчиняются или тем людям, которые стоят на более высокой степени разумного сознания, или преданиям семейным или государственным, тому, что называется общественным мнением, и в этом подчинении нет ничего неестественного и противоречивого».
Рабочая
масса, большое большинство людей, страдая от постоянного, поглощающего всю их жизнь, бессмысленного, беспросветного
труда и лишений, страдает больше всего от сознания вопиющего противоречия того, что есть, с тем, что должно бы быть по всему тому, что исповедуется ими самими и теми, которые поставили их в это положение и удерживают в нем.
А какая
масса растрачивается никому не нужного
труда, энергии, лучших чувств, просто физической силы, чтобы получалась вся эта мякина и шелуха!
Глядя на их упорный
труд в то время, когда их тела обжигал жар раскаленных железных
масс, а из широких дверей дул пронзительный осенний ветер, он сам как будто бы испытывал часть их физических страданий.
Осторожно, с громадным
трудом выбравшись из этой
массы сбившихся в кучу лошадей и экипажей и выехав на узкую лесную дорогу, Митрофан пустил вожжи. Застоявшиеся, возбужденные лошади подхватили, и началась сумасшедшая скачка. Пролетка подпрыгивала на длинных, протянувшихся поперек дороги корнях, раскатывалась на ухабах и сильно накренялась то на левый, то на правый бок, заставляя и кучера и седока балансировать.
— А то как же, вашество! все надо в счет полагать! Конечно, мы, люди партикулярные, сидим и не догадываемся, а между тем в общей
массе, да еще при содействии
трудов комиссии несведения концов…
Поэтому, если бы и могла где-нибудь явиться строго соображенная, прагматическая история новых времен России, то это было бы не более как утешительным исключением из общей
массы наших исторических
трудов.
Вообще, вся эта
масса взрытой без всякого плана и порядка земли походила скорее на слепую работу стихийных сил, чем на результат
труда разумно-свободного существа, как определяют человека учебники логики и психологии.
Нужно было пройти прииск из конца в конец, и только тогда «открывался в этом беспорядке порядок» и вся
масса затраченного человеческого
труда освещалась разумной мыслью.
Для меня оставалась скрытой та страшная
масса усилий, физического
труда, изнеможений, пота, ропота и отчаяний, которыми сопровождалось устроение полной чаши.
Вследствие другого начала
массы стремятся поглотить выгородивших себя, взять себе плод их
труда, растворить их в себе, уничтожить монополию.
Живет некто, пытается что-то создать, стягивает в русло своих намерений множество чужих сил, умов и воль, пожирает
массу человеческого
труда и вдруг — капризно бросает все недоделанным, недостроенным, да часто и самого себя выбрасывает вон из жизни. И бесследно погибает тяжкий
труд людей, ничем разрешается напряженная, порою мучительная работа.
Этой радикальной мерой Овэн думал отвратить бедствие пролетариата, избавивши
массу населения от необходимости отдавать свой
труд в распоряжение богатых спекуляторов.
Не навязывай мы народу заботы о нашем прокормлении и о всяком нашем удовольствии, так, конечно, мы же были бы в выигрыше: наши просвещенные идеи быстро распространились бы в
массах, и мы стали бы иметь больше значения, наши
труды стали бы ценить выше.
Политическая экономия, гордо провозглашающая себя наукою о народном богатстве, в сущности заботится только о возможно выгоднейшем употреблении и возможно скорейшем увеличении капитала, следовательно, служит только классу капиталистов, весьма мало обращая внимания на
массу людей бескапитальных, не имеющих ничего, кроме собственного
труда.
Отсюда мы можем сделать простой вывод о том, куда направятся крестьянские силы, как скоро они получат право свободно располагать своим
трудом: как Маша, при первой вести о возможности свободы, закричала, что она работать будет, хоть закабалит себя, только бы заработать свой выкуп, так точно и целая
масса, после освобождения, обратится к усиленному
труду, к заботам об улучшении своего положения.
Да и кроме этих признаков, — есть один факт, безмолвный, но убедительно свидетельствующий в пользу того, что отвращение к крепостному состоянию [, к крепостному
труду] сильно развито в
массе.
С
трудом прокладывая себе дорогу чрез волнующееся море народных
масс, государь продолжал один, без свиты, оставленной далеко позади, медленным шагом ехать вперед. У Чернышева моста он на минуту остановил коня и огляделся. Впереди было море огня, позади море огня. Над головою свистала буря и сыпался огненный дождь искр и пепла — и среди всего этого хаоса и разрушенья раздавались тяжкие стоны, рыданья, вопли о помощи, о защите и могучее, восторженное, ни на единый миг не смолкавшее «ура » всего народа.
Хвалынцев расплатился с извозчиком и спешно отправился пешком по набережной. Квартальный надзиратель и несколько полицейских пропустили его беспрепятственно. Он уже с
трудом пробирался между рядами солдат, с одной стороны, и
массою публики — с другой, как вдруг дорога ему была загорожена крупом строевой лошади. На седле красовался какой-то генерал и, жестикулируя, говорил о чем-то толпе и солдатам. Хвалынцев приостановился.
Масса усваивает себе техническую цивилизацию и охотно вооружается ею, но с большим
трудом усваивает духовную культуру.
«Народ» не есть «
масса», и он имеет качественное определение, связанное с его
трудом, с его религиозными верованиями, с пластическими формами его существования.
Но
масса человеческая прошла через
труд рабский, через
труд крепостной, через новый рабский
труд в капиталистическом мире и через крепостной
труд в примере коммунистического общества.
Творческий
труд дает человеку царственное положение в природе, но трагизм в том, что
труд не всегда бывает творческим, и огромная
масса человечества обречена на нетворческий
труд, на
труд мучительный и иногда страшный,
труд рабский, или открыто рабский, или прикрыто рабский, как в капиталистическом строе.
С точки зрения этики христианской и этики творческой решение социального вопроса означает улучшение жизни
масс, привлечение их к творческому процессу, подъем их, усиление значения
труда, но не господство
масс, не власть коллектива.
Сложность социального вопроса как вопроса духовного еще в том, что должно всемерно стремиться к улучшению положения
масс и к увеличению социального значения
труда, но не должно допускать господства
масс над человеческой личностью, власти количества над качеством, преобладания ценностей материальных над ценностями духовными.
Мягкая мебель, турецкие диваны по стенам манили к покою, к кейфу, а громадный письменный стол, стоявший посредине и заваленный
массою книг и бумаг указывал, что хозяин покупал минуты этого покоя усиленным, непрестанным
трудом.
Вместе с этим — медленно, трудно — воспитывалось в рабочей
массе новое отношение к
труду, внедрялось сознание, с которым нелегко было сразу освоиться: нет отдельных лиц, которые бы наживались рабочим
трудом, которых не позорно обманывать и обкрадывать, которых можно ощущать только как врагов.
Французы, отступая в 1812-м году, хотя и должны бы защищаться отдельно по тактике, жмутся в кучу, потому что дух войска упал так, что только
масса сдерживает войско вместе. Русские, напротив, по тактике должны бы были нападать
массой, на деле же раздробляются, потому что дух поднят так, что отдельные лица бьют без приказания французов и не нуждаются в принуждении для того, чтобы подвергать себя
трудам и опасностям.
Безграмотная, темная
масса солдат, отвыкших от всякого
труда, тех самых солдат, на чьи штыки недавно еще опиралось старое самовластье, ни с какой точки зрения не есть социалистически мыслящий и социалистически чувствующий рабочий класс.
Вот почему трудящиеся
массы сейчас разрушают производства, истребляют промышленность и сельское хозяйство, отрицают самый
труд.
Малодушные и боязливые думают, что источник истины и правды лежит вне их, в народной стихии, народной
массе, в народной вере или народном
труде.
Воля восставших
масс направлена не на организацию
труда, не на регуляцию социального целого, а на захваты и потребление.
Солдатская
масса, делающая революцию, неспособна к положительной организации
труда, она дезорганизует
труд и создает царство лени и безделья.
Массы жаждут раздела, но не хотят подниматься к более высокой жизни, всегда основанной на творческом
труде.